Методическая копилка
Главная » Статьи » Внеурочная деятельность |
Роль связи школы и общественных организаций по патриотическому воспитанию учащихся при преподавании истории и культуры Башкортостана Первой заповедью человека, обозначил чувство родины народный поэт Башкортостана Мустай Карим, свое отношение к патриотизму он выразил убежденностью в том, что " даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины". Первостепенная задача учителей истории и культуры Башкортостана -воспитание патриота и гражданина своей Родины. Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. . На своих уроках я вижу, как растут дети не только физически, но и нравственно, с любовью и гордостью говорят о своей малой родине – Республике Башкортостан. Не случайно, я на 2015-2016 учебный год выбрала тему самообразования: «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время в тесной взаимосвязи с общественными организациями». Готовясь к этому выступлению, я проанализировала всю свою работу и пришла к выводу, что нужно расширять связь с общественными организациями, совершенствовать совместную работу по патриотическому воспитанию учащихся, использовать все возможности нашего района. Девизом своей работы я взяла слова: «Если ты думаешь на день вперед, посади семя. Если ты думаешь вперед на год, посади дерево. Если ты думаешь навек вперед, воспитай человека». В целях объединения усилий школы, семьи, общественных учреждений, расположенных на территории Кандринского сельсовета , жителей села Первомайское в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании учащихся разработана Программа школы по патриотическому воспитанию. При планировании уроков и внеклассных мероприятий по ИКБ я опираюсь на данную программу школы. Региональным подходом патриотического воспитания предполагается ряд особенностей воспитательной работы со школьниками: по содержанию – органическое включение местных материалов в живую ткань учебно-воспитательного процесса по технологии – помощь школьникам в осознании, прочувствовании ими своей принадлежности к региону, через личное участие в его жизнедеятельности, самостоятельный поиск и реализацию самими обучающимися путей и средств такого участия по педагогическому стилю – использование передового педагогического опыта, участие в его развитии, использование традиционных педагогических средств народной педагогики. Основными направлениями моей работы по патриотическому воспитанию учащихся в тесной взаимосвязи с общественными организациями села Первомайское, села Кандры, г. Туймазы являются 1. Организация культурной, экскурсионной работы. Изучение культуры и истории нашей Родины, села, района, края · Знакомство с историей, культурой, архитектурой нашей страны и республики через уроки, внеклассные мероприятия. · Организация экскурсий учащихся 1-11-х классов (в т. ч. автобусных). В рамках реализации патриотического воспитания молодежи мы тесно сотрудничаем со школьным музеем, с музеями с. Кандры, г.Туймазы, посещаем республиканские музеи. Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков. В экспонатах музеев ребята видят портреты людей, являющихся гордостью нашего района, села - ветеранов Великой Отечественной войны и труда, новаторов производства, фоторепортажи с важнейших событий жизни района, фотогазеты, фотоиллюстрации. На базе музеев проводятся экскурсии, встречи со специалистами ведущих профессий, с ветеранами Великой Отечественной войны и их семьями, беседы с тружениками тыла, ветеранами труда. Важное место во всей этой работе занимает рефлексия. После посещения музея обязательно осуществляется обратная связь. На уроках провожу обсуждение и анализ информации полученной в ходе проведения экскурсии. Ребята пишут рефераты, готовят доклады по темам экскурсий: “Наши земляки - участники ВОВ”, “Труженики тыла в годы ВОВ”, “История района, села”, “Дети войны” и др. Иногда после обсуждения экскурсий, во время бурных дискуссий у обучающихся зарождается идея исследовательской работы. У музеев большие возможности для решения задач патриотического воспитания обучающихся. Музей можно назвать “волшебной машиной времени”. В ней за короткое время, отведённое на занятие или внеучебное мероприятие, подросток может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомиться с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.
2. Поисковая работа. Одной из действенных форм деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи является поисковое движение. Поисковая работа помогает воспитывать самые разные качества, среди них целеустремленность, жажда активной деятельности, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность, а главное – желание помогать. «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых…» · сбор материалов о ветеранах войны и труда, выпускниках школы, воинах-интернационалистах; · создание летописи школы (в том числе и фотолетописи), альбомов о земляках, учителях, выдающихся выпускниках; · выпуск плакатов, буклетов и газет, посвященных поисковой работе; · организация публикаций по поисковой работе. Мы связываемся в поисковой работе с поисковым объединением «Народная память о защитниках Отечества имени Султанова Хатмуллы Асылгареевича» села Кандры под руководством Бирюзова Юрия Леонидовича. В составе Фонда поисковых отрядов Республики Башкортостан под руководствам Бикбаева И.З., ребята из его отряда выезжали в Ленинградскую и Тверскую область, ими поднято около двухсот бойцов и командиров Красной Армии. Все привезённые военные экспонаты времён Великой Отечественной войны они безвозмездно передают в школьные музеи боевой и трудовой славы. У наших ребят есть возможность познакомиться с экспонатами и послушать рассказ о поисковой работе. Многие ребята хотят участвовать в работе объединения. 3. Работа со средствами массовой информации · публикации в районных газетах по проблемам патриотического воспитания; · публикации в журналах, участие в конкурсах методических разработок; · выпуск школьных газет. 4 Неоценимую помощь в патриотическом воспитании учащихся нам оказывают сотрудники сельских библиотек с. Первомайское и села Кандры. Они помогают нам не только литературой, но и проводят встречи учащихся с местными поэтами, писателями, деятелями культуры, знакомят с их творчеством, проводят мероприятия, посвящённые юбилейным литературным датам, проводят презентации новых книг.
5. Следующее направление это тесное сотрудничество с сельским домом культуры, с дворцом культуры и спорта «Юбилейный» села Кандры, с татарским театром г. Туймазы, с дворцом детского и юношеского творчества г Туймазы. Мы посещаем концерты, спектакли, принимаем активное участие во всех организуемых конкурсах, выставках, занимаем призовые места. Организуем совместные праздники с сельским домом культуры для населения, проводим сабантуи. Эта работа знакомит ребят с национальными культурами нашей многонациональной республики, ребята с удовольствием поют песни на родных языках, читают стихи, участвуют в театрализованных постановках ,разучивают национальные игры.
6. Патриотическое воспитание средствами краеведения Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Школьное краеведение является одним из направлений общего краеведения. Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании» Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путем открытий - действительно актуальная проблема нашего времени. В своей работе я учитываю, что краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов: · изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ; · изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т. д.; -изучение архивных документов, памятников истории, культуры или природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музеев; -проведение школьных экспедиций (экскурсий) - исторических, этнографических, археологических и др.; -обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов школьного музея; -использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе. В краеведческой деятельности можно выделить четыре функциональные части: изучение самим учителем местного края, введение им накопленного материала в содержание преподаваемой дисциплины, включение детей в изучение родного края, организация посильной для них работы по изучению местной жизни. Начинать краеведческую деятельность следует с детьми младшего школьного возраста. По мере взросления обучаемого характер работы усложняется Дидактические задачи школьного краеведения можно выделить следующие: 1. выбрать из многообразного краеведческого, материала доступный детям; 2. расположить этот материал по учебным темам; 3. собрать и обработать краеведческий материал; 4. оформить этот материал; 5. найти наиболее подходящую форму занятий по подготовленному материалу (экскурсия, беседа, чтение и т. п.). Формы работы Краеведческая работа в школе проводится в трех основных формах: на уроках, на занятиях кружка, во внеучебное время. 6. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Чем старше становится ребенок, тем сознательней он воспринимает элементы патриотического воспитания. Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное школьником с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, становится украшением семейного альбома. Составляя родословное древо своей семьи, дети вовлекаются в большую и нужную работу. К ним подключаются взрослые. Фамильная честь, интерес к своему роду — это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, не помнящими родства». Выпускник современной школы — это человек, знающий свою родословную, любящий свою малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков.
Таким образом, говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея сил всем миром, в тесной взаимосвязи со всеми общественными организациями, которые нам доступны, находятся в нашем районе. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, будущее наших детей. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи. Источник: http://adel-rifovna.my1.ru/Doc/Patrioticheskoe_vospitanie_2015.docx | |
Просмотров: 748 | |
Всего комментариев: 0 | |