Методическая копилка
Главная » Статьи » Внеурочная деятельность |
Организация и преподавание истории и культуры Башкортостана Система школьного исторического образования переживает сегодня серьезные перемены, которые связаны с попытками пересмотреть, оптимизировать структуру, содержание и формы преподавания. Современная школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ей решать стоящие перед образованием и обществом проблемы адекватной социализации личности. Значительную роль при этом может сыграть историческое краеведение, включенное в современные образовательные процессы. Использование краеведческого материала на уроках истории и культуры Башкортостана приобретает особую важность как фактор формирования исторического мышления школьников, познания истории родного края, национального самосознания и социализации личности в целом. Историко-краеведческая работа в школе способствует осмыслению учащимися сложных тенденций развития Республики в целом и родного края, в частности, причастности к историческому развитию своей Родины. В этой связи осмысление истории развития, понимание закономерностей и особенностей школьного исторического краеведения представляет теоретический и практический интерес. Толерантность, уважение к обычаям, истории народов, проживающих в Республике Башкортостан, формируется у учащихся на основе изучения исторического развития края, изучения народных традиций. Через историко-краеведческую деятельность происходит приобщение учащихся к научным методам познания. Особенно широкое применение в процессе урочного, внеклассного и внешкольного краеведения находит исследовательский метод, в результате учащимся прививаются элементарные навыки самостоятельного поиска знаний, связанных с историей родного края. Формированию общей культуры обучающихся, гражданских, духовных и нравственных качеств, идейно-патриотической закалки в нашей школе важная роль отводится школьному музею.
Основные направления деятельности школьного музея 1) поисковая работа по теме «Знаменитые земляки нашего края»; 2) экскурсионная работа; 3) уроки мужества; 4) встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками локальных войн; 5) научно-исследовательская работа с учащимися; Учащиеся и учителя выступают здесь не как пассивные зрители, а как активные создатели, соавторы экспозиций. Благодаря поисковой и исследовательской работе учащихся музейные фонды пополняются новыми материалами, отражающими неизвестные ранее или забытые страницы истории села, включая годы Великой Отечественной войны. Историко-краеведческий музей нашей школы создан в 2000 году преподавателем истории Вальтер Марией Васильевной. За эти годы учащимися, учителями и родителями собран богатый материал об истории села, о ветеранах войны и труда, истории школы. Собраны национальные костюмы, предметы быта, фотографии, боевые награды жителей села. Весь материал оформлен в экспозиции, альбомы, тематические папки. На уроках истории и культуры Башкортостана я использую эти материалы по всем темам. У ребят вызывает большой интерес тема урока, если они знакомятся не только с историей и культурой Башкортостана в общем, но и конкретно с историей своего родного села, школы. Я работаю в данной школе 9 лет. За эти годы проделана большая работа по изучению родословной учащихся, оформлению собранного материала. Ежегодно проводятся праздники Шэжэрэ, ребята участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места. Ребята получают на уроках навыки исследовательской работы и продолжают работу по изучению истории своих семей и после окончания школы. Вместе с ребятами мы собрали и оформили родословную известной в совхозе педагогической династии Вальтер. Собранный материал поместили в музее школы. Ребята самостоятельно учатся работать с архивными материалами, собирать и записывать воспоминания старожилов, делать фотографии. Многим выпускникам полученные в школе навыки исследовательской, поисковой работы помогают в дальнейшей учёбе в вузах. Ребята научены в школе методике проектной работы. Большую работу я провожу с учащимися по изучению башкирского фольклора. Учу ребят играть на курае, кубызе, баяне башкирские народные мелодии. В музее и в кабинете есть эти инструменты. Разучиваем танцы народов Башкортостана, шьём костюмы, выступаем с концертными номерами на всех школьных и сельских праздниках. В течение нескольких лет мы проводим исследовательскую и поисковую работу по подготовке к 70-летию Победы в ВОВ. На уроки приглашаем ветеранов войны и труда, используем музейные материалы. Слушая воспоминания реальных ветеранов войны и труда, читая письма с фронта, щупая руками настоящие боевые шинели, кисеты, патроны, ребята проникаются глубоким уважением к истории своей родины, к людям, которые одержали великую победу, сберегли её для своих потомков. Они берут с них пример патриотизма, любви и верному служению своей родине, народу. После таких уроков ребята охотно помогают ветеранам, активно участвуют в акциях благотворительности. Я провожу тематические вечера, фольклорные праздники с использованием музейного материала, посвящённые республиканским памятным датам. Дни Салавата, Сабантуй, обрядовые праздники Навруз, Карга буткасы и т. д. По некоторым темам уроки проводим в музее, готовим экскурсии для младших школьников. Ребята с удовольствием посещают республиканские музеи, районный музей. Таким образом моей задачей, как педагога, является создание культурно-образовательной эмоциональной среды, которая способствует решению образовательных, воспитательных задач, повышению общей культуры учащихся. Интеграция уроков и музейной работы оказывает большую помощь в решении этих задач. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в мир прошлого. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Они способствуют формированию языковой и духовной культуры учащихся.
Скачать презентацию с Яндекс.Диск Источник: http://adel-rifovna.my1.ru/Doc/Muzej.docx | |
Просмотров: 724 | |
Всего комментариев: 0 | |