Главная » 2016 » Январь » 4 » Единый республиканский урок, посвящённый Дню рождения башкирского поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы
15:48
Единый республиканский урок, посвящённый Дню рождения башкирского поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы

Завершается 2015 год, богатый событиями, юбилейными датами, интересными встречами и творческими делами. Это и 70-летие Победы в ВОв, и Всемирный Курултай башкир, и учреждение федеральной национально- культурной автономии башкир, которая должна помочь в сохранении не только языка и культуры башкирского народа, она должна дать толчок в экономическом процветании республики.  

2015 год,  Год литературы в Республике Башкортостан,  стал годом особого государственного внимания к многонациональной отечественной литературе, к писателям и поэтам. И тем более знаменательным стало его завершение 25 декабря 2015 года единым республиканским уроком, посвящённым Дню рождения башкирского поэта- просветителя Мифтахетдина Акмуллы, который всю свою жизнь посвятил башкирскому народу, борьбе за его образование и просвещение.

Эпиграфом к уроку, который прошёл в 8 классе,  стал его призыв, актуальный и сегодня:

 «Мои башкиры, учиться надо, учиться,

Много невежд среди нас, образованных мало.

Как боимся мы дикого медведя на Урале,

Так невежества, братья, надо бояться.

Вниманье свое обратите: в учебе - почет,

Напасти и беда идут от убогости.».

Целью урока было раскрытие своеобразия  личности и творчества Мифтахетдина Акмуллы, определение его роли в башкирской литературе, его значение в развитии истории и культуры, образования  Башкортостана.

Обнаружен­ные в 80—90-х годах учеными Башкортоста­на архивные документы, дают возможность полно и достоверно представить его жизнь и творчество. По данным переписи населе­ния («Ревизской сказки») от 15 марта 1834 года Мифтахетдин Акмулла родился 26 де­кабря 1831 года в башкирской деревне Ту­ксанбай Куль-Илминской волости 12 баш­кирского кантона Оренбургской губернии (ныне Миякинского района РБ). Мифтахетдин Камалетдинович Акмул­ла — один из крупных поэтов-просветителей конца XIX века. Кроме башкир, своим поэтом его считают татары и казахи. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне: учился в медресе,, был шакирдом, получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам,  распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом. За уклонение от службы в царской армии на 4 года был заключён в Троицкую тюрьму.  В заключении он создал множество широко известных произведений. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст был убит грабителями. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса. Прожил 64 года, которые полностью посвятил просвещению башкирского народа, пробуждению его национального самосознания.

После краткого знакомства с биографией Акмуллы, просмотра видеофильма, прослушивания песни «Сэсэн»,  учащиеся прочитали и проанализировали его стихи «Тюрьма», «Письмо отцу», «Элегия в память о Шигабутдине Марджани», познакомились с историей создания стихов.  Акмулла – светлый, праведный учитель и сегодня в Башкирии один из самых любимых национальных поэтов. Он отражал в своих произведениях чувства простого человека, его желания и стремления, показывал полукочевой быт степных народов, искал ответ на мучивший его вопрос: «До каких пор в мире правда и справедливость будут угнетены и попраны?! Придет ли час, когда будут разбиты каменные сердца… и возрадуется бедный люд?» 

Мифтахетдин Акмулла — поистине на­родный поэт. Книга стихов поэта на его родном, башкирском языке впервые была издана к 150-летнему юбилею лишь в 1981 году. Тем не менее, его стихи жили в устах народа и дошли до нас. Даже в 60-90-е годы прошлого столетия в разных уголках с башкирским населением не только в районах самого Башкортостана, но и Курганской, Самар­ской, Саратовской, Челябинской, Орен­бургской областей встречались десятки сэсэнов, знавшие наизусть многие стихи Акмуллы. Одним из них был его племянник из аула Туксанбай Хабетдин Бадретдинов (1891—1985), знавший наизусть практиче­ски все поэтическое наследие своего дяди.

Везде, где прошёл жизненный путь Акмуллы – все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за своё глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его бессмертное творчество. Мифтахетдин Акмулла – действительно один из тех ярких личностей, кто достоин такого высокого внимания и чести. Он – учитель, поэт, сэсэн, мыслитель и гуманист.

Он оставил богатое духовное наследие, имеющее социальную и культурную ценность. Глубина мыслей и острота поднимаемых им проблем и сегодня не потеряли свою значимость и актуальность; творчество поэта составляет одну из прекрасных страниц классической башкирской поэзии.

Сегодня образ Акмуллы воспевается в стихах, поставлена опера, написано множество литературных произведений, картин, открыт памятник в Уфе, ежегодно, начиная с 2007 года, по республике проводятся Международные дни Акмуллы, Башкирский государственный педагогический университет гордо носит его имя.

Его идеи и заветы бесценны и по сей день. Сохранение завещания Акмуллы, увековечение светлой памяти предков как он – наш великий долг. К такому выводу пришли учащиеся в конце урока.

Воспитание учащихся на примере жизни и творчества таких людей, как Мифтахетдин Акмулла, имеет огромное воспитательное и образовательное значение.

В конце урока ребята ответили письменно на вопросы по биографии и творчеству Акмуллы, выполнили тестовые задания. Работу ребят проверила и оценила зкспертная группа в составе директора школы Ефимовой Светланы Петровны и ученика 9 класса Кузьмина Дмитрия.

       Учащиеся получили домашнее задание написать сочинение- размышление «Звезда  башкирской поэзии - Акмулла», выучить одно из понравившихся стихов поэта и заполнить кроссворд.

Везде, где прошёл жизненный путь Акмуллы – все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за своё глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его бессмертное творчество. Мифтахетдин Акмулла – действительно один из тех ярких личностей, кто  достоин такого высокого внимания и чести. Он – учитель,  поэт, сэсэн,   мыслитель и  гуманист.

Он оставил богатое духовное наследие, имеющее социальную и культурную ценность. Глубина мыслей и острота поднимаемых им проблем и сегодня не потеряли свою значимость и актуальность; творчество поэта составляет одну из прекрасных страниц классической башкирской поэзии.

Сегодня образ Акмуллы воспевается в стихах, поставлена опера, написано множество литературных произведений, картин, открыт памятник в Уфе, ежегодно, начиная с 2007 года, по республике проводятся Международные дни Акмуллы, Башкирский государственный педагогический университет гордо носит его имя.

Его идеи и заветы бесценны и по сей день. Сохранение завещания Акмуллы, увековечение светлой памяти предков как он – наш великий долг. К такому выводу пришли учащиеся в конце урока.

Воспитание учащихся на примере жизни и творчества таких людей, как Мифтахетдин Акмулла, имеет огромное воспитательное и образовательное значение.

Просмотров: 1130 | Добавил: aryarmuhametova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar